Оценка профессиональных рисков

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных- и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (ст. 209 ТК РФ).

Управление профессиональными рисками - комплекс  взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (ст. 209 ТК РФ).

Обязанность реализации работодателем процедур оценки и управления профессиональными рисками предусмотрена статьями 209, 212 ТК РФ. Необходимость проведения оценки профессиональных рисков указана и в приказе Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, Приказе Роструда от 21.03.2019 № 77.

Результаты оценки профессиональных рисков должны лечь, в первую очередь, в основу процессов обеспечения СИЗ работников, информирования и подготовки персонала, в том числе при проведении всех видов инструктажей и обучения работников.

Для проведения расчета профессиональных рисков требуется комплект обязательных документов и фактическое обследование рабочих мест. Присутствие или взаимодействие со специалистом по охране труда - обязательно.

Порядок действий следующий:

1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками (Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей. Утверждение состава комиссии по оценке рисков. Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.)

2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных. (Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений. Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.)

3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков. (Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба. Ранжирование реестра рисков. Оценка приемлемости рисков.)

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков. (Разработка мер по исключению и снижению рисков. Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.)

Все результаты оценки рисков будут представлены в виде отчета:

  • Приказ о создании комиссии. Методика оценки.
  • Перечень мест для оценки.
  • Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
  • Классификатор опасностей.
  • План мероприятий по управлению рисками.

Текстовый блок

Текстовый блок