Оценка профессиональных рисков
Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных- и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (ст. 209 ТК РФ).
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (ст. 209 ТК РФ).
Обязанность реализации работодателем процедур оценки и управления профессиональными рисками предусмотрена статьями 209, 212 ТК РФ. Необходимость проведения оценки профессиональных рисков указана и в приказе Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, Приказе Роструда от 21.03.2019 № 77.
Результаты оценки профессиональных рисков должны лечь, в первую очередь, в основу процессов обеспечения СИЗ работников, информирования и подготовки персонала, в том числе при проведении всех видов инструктажей и обучения работников.
Для проведения расчета профессиональных рисков требуется комплект обязательных документов и фактическое обследование рабочих мест. Присутствие или взаимодействие со специалистом по охране труда - обязательно.
Порядок действий следующий:
1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками (Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей. Утверждение состава комиссии по оценке рисков. Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.)
2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных. (Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений. Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.)
3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков. (Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба. Ранжирование реестра рисков. Оценка приемлемости рисков.)
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков. (Разработка мер по исключению и снижению рисков. Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.)
Все результаты оценки рисков будут представлены в виде отчета:
- Приказ о создании комиссии. Методика оценки.
- Перечень мест для оценки.
- Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
- Классификатор опасностей.
- План мероприятий по управлению рисками.