Специальная оценка труда и профессиональных рисков

Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) – единый комплекс последовательно выполняемых процедур по выявлению и оценке уровня воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на работников.

Цели и задачи СОУТ

  • Выполнение требований статьи 212 Трудового Кодекса РФ и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • Осуществления контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах;
  • Назначение работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;
  • Разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах;
  • Организация предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • Установление размера тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • Получение скидок (до 40%) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • Обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств ФСС;
  • Избежание штрафов, административной и уголовной ответственности.

В отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда, СОУТ подлежат ВСЕ рабочие места, за исключением следующих:

  • Надомники;
  • Дистанционные работники;
  • Работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя.

СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Подготовка и этапы проведения СОУТ

  1. Издание приказа о создании комиссии по проведению СОУТ;
  2. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ;
  3. Заключение гражданско-правового договора со специализированной организацией;
  4. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах;
  5. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  6. Оформление результатов проведения СОУТ;
  7. Утверждение Отчета о проведении СОУТ;
  8. Ознакомление работников с результатами проведения СОУТ;
  9. Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  10. Применение результатов проведения СОУТ.

Оценка профессиональных рисков

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных- и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (ст. 209 ТК РФ).

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (ст. 209 ТК РФ).

Обязанность реализации работодателем процедур оценки и управления профессиональными рисками предусмотрена статьями 209, 212 ТК РФ. Необходимость проведения оценки профессиональных рисков указана и в приказе Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, Приказе Роструда от 21.03.2019 № 77.

Результаты оценки профессиональных рисков должны лечь, в первую очередь, в основу процессов обеспечения СИЗ работников, информирования и подготовки персонала, в том числе при проведении всех видов инструктажей и обучения работников.

Для проведения расчета профессиональных рисков требуется комплект обязательных документов и фактическое обследование рабочих мест. Присутствие или взаимодействие со специалистом по охране труда - обязательно.

Порядок действий

1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками (Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей. Утверждение состава комиссии по оценке рисков. Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.)

2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных. (Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений. Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.)

3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков. (Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба. Ранжирование реестра рисков. Оценка приемлемости рисков.)

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков. (Разработка мер по исключению и снижению рисков. Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.)

Все результаты оценки рисков будут представлены в виде отчета:

  • Приказ о создании комиссии. Методика оценки.
  • Перечень мест для оценки.
  • Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
  • Классификатор опасностей.
  • План мероприятий по управлению рисками.
Наверх